МАЗ-541: такая себе тяжелая «легковушка» из прошлого

МАЗ-541: такая себе тяжелая «легковушка» из прошлого

Когда смотришь на это «детище» советского автопрома, понимаешь, что может получиться, когда производитель грузовиков решает выпустить легковой автомобиль. Результаты впечатлили даже бывалых автомобилистов.

Маленький тяжеловес

Это произошло в далеких 50-х годах прошлого века в Советском Союзе. В то время в Белоруссии, на автомобильном заводе Минска с конвейера сошел МАЗ-541, вес которого оказался 28 тонн. Эта «легковушка» была претендентом на лавры наибольшего в мире тяжеловеса среди седанов.

Два ряда сидений в просторном салоне, четыре двери (две из них — технического назначения) и форма автомобиля позволили увидеть в МАЗ-541 легковое авто в кузове седан.

Но потрясающая правда в том, что это самый настоящий аэродромный тягач! И этот легковой гигант со своими обязанностями легко справился. Да и причина появления этого «чуда техники» напрямую была связана с инновациями в авиации Советского Союза.

МАЗ-541: такая себе тяжелая «легковушка» с прошлого

С появлением на отечественных аэродромах таких гигантов, как Ту-114, Ту-144 и Ил-62, оказалось недостаточно лошадиных сил у грузовых автомобилей, которых использовали в качестве тягачей. Пришлось пригнать с воинских частей МАЗ-535 на смену ЯАЗам, применяемыми в то время службами аэродромов.

Большой и тяжелый — не всегда преимущество

А с этими четырехосными «монстрами» пришли новые проблемы. На МАЗах из-за их высоты совершенно невозможно было приблизиться к лайнерам на необходимое расстояние, не цепляя их по брюху. Пришлось использовать для буксировки жесткую сцепку большей длины, а это повлекло новые неудобства. Значительно ухудшилась маневренность тягачей, по этой причине приходилось перецепляться то задом, то передом, в результате чего значительно увеличилось время буксировки авиалайнеров. А это, в свою очередь, совершенно не способствовало безопасности на аэродромах.

Начало эпохи МАЗ-541

Наступило время искать новые решения, и в 1956 году на автомобильном предприятии в г. Минск была начата проектировка аэродромного тягача меньших размеров, который смог бы буксировать самолеты весом до 85 тонн.

Начало эпохи МАЗ-541

Сначала новый тягач уменьшили по высоте, что позволило практически вплотную подъезжать к передней стойке шасси авиалайнера. Затем авто оборудовали двумя постами управления — спереди и сзади, что значительно облегчило процесс сцепки. Ведь вначале водитель-механик подъезжал с самолёту, сидя на заднем сидении, потом пересаживался и буксировал лайнер по рулежной дорожке.

Тягач для аэродрома нового образца весил 28 тонн и был оснащен полным приводом, причем отключался передний мост. А передние и задние колеса отличались по диаметру, так как были взяты с разных автомобилей: от ЯАЗ-214 и МАЗ-525. Этим было достигнуто максимальное сцепление колес авто с дорожным покрытием.

МАЗ-541

Силовой V-образный агрегат был установлен с танка КВ — это 12-цилиндровый дизель Д12-А - 300 л.с. Разработанный на Харьковском паровозостроительном заводе еще в 1930-х годах, на сегодняшний день этот двигатель претерпел значительные изменения и применяется до сих пор на колесных тягачах.

Силовой V-образный агрегат

Активная эксплуатация маленького тяжеловеса началась в 1950-х годах. Минским автозаводом было произведено три экземпляра, которые более 10 лет достойно справлялись на аэродромах страны, таская за собой многотонные авиалайнеры. Но с приходом новейшей эры в самолетостроении, масса воздушных аэробусов устремилась вверх, а вместе с ней изменились технические требования к аэродромным тягачам.

Производство МАЗ-541

Производство МАЗ-541 было прекращено, а 10 машин, заказанные Министерством промышленности, так и не сошли с конвейера.

Об авторе

Разработано 2015 году

Войти

Забыли пароль?

Войти Создайте учетную запись

Зарегистрироваться Войти